В данной статье разберем типовую конструкцию стартера, узнаем, что в нем ломается, как диагностируется и какие есть варианты решения в случае, если он вышел из строя.
Стартер – это электромеханический агрегат пусковой системы двигателя, раскручивающий его вал.
Принцип работы стартера.
Питание подается на управляющую клемму втягивающего реле. Электромагнит втягивает сердечник и методом рычага запускается зацепление бендикса с шестеренкой и венцом маховика. Одновременно с этим замыкаются контактные пластины во втягивающем реле и питание подается уже напрямую с аккумулятора. Стартер запускается и начинает вращаться. Это классическая схема стартера.
Стартеры делятся на 2 типа: редукторные и безредукторные. А по вольтажу подразделяются на 24 вольт для грузовых автомобилей и 12 вольт для легковых.
Основные неисправности.
Типичная неисправность – это износ обгонного механизма бендикса. Он засоряется, механизм клинит, либо он начинает вращаться в обе стороны. Бывает и так, что механизм срывается и слышится визг. Становится понятно, что двигатель не вращается.
Выходит из строя втягивающее реле. В нем могут износиться контакты пластины. Симптом – слышен щелчок, но при повороте ключа ничего не происходит.
Еще одна неисправность – обрыв обмотки втягивающего реле. Электромагнит перестает работать и при включении не слышно даже щелчка при повороте ключа.
По заявлению производителей ресурс стартера рассчитан на весь срок службы автомобиля. Но в действительности стартеры рассчитаны не менее, чем на 3 года. Срок службы зависит от условий эксплуатации. Конечно, встречаются такие экземпляры автомобилей, у которых стартеры не ломаются.
Срок службы стартера сокращает:
– Попадание на него масла от двигателя, что приводит к налипанию пыли и грязи;
– Возникновение окисления и ржавчины.
– Долгая задержка повернутого ключа во время запуска автомобиля. Тем самым возрастает нагрузка на якорь. Он может сгореть. Стартер все же предназначен для короткого пуска.
– Зимняя эксплуатация, при которой нагрузка на стартер возрастает, поскольку загустевает масло в двигателе и требуется большее усилие для его запуска.
-Если двигатель долго не заводился. Провернуть венец-маховик такого двигателя становится тяжелее. Это тоже влечет дополнительный износ стартера.
Диагностика стартера.
Есть разные методы диагностики. На слух можно определить неисправность определенного узла стартера.
Симптомы неисправности бендикса:
– Стартер гудит;
– Маховик не вращается.
Похожие симптомы при поломке вилки стартера. Но такое бывает крайне редко.
Симптомы неисправности втягивающего реле, щеточного узла и якоря:
– Стартер щелкает;
– Стартер вообще не запускается.
Этапы диагностики стартера:
– Стартер демонтируется с автомобиля;
– Выполняется дефектовка;
– Оценивается износ механических деталей;
– Определяется, в чем конкретно неисправность.
Варианты решения.
Столкнувшись с неисправностью стартера на своем автомобиле, автовладелец рассматривает следующие варианты:
– Купить новый стартер;
– Сделать ремонт стартера;
– Купить восстановленный стартер;
– Купить б/у стартер.
Лучший вариант – покупка нового оригинального стартера. Вариант самый дорогостоящий – от 10-12 тысяч рублей.
Восстановленный стартер стоит в 2 раза дешевле нового. Восстановленный стартер – это стартер, прошедший капитальный ремонт, когда изношенные части заменены на новые. Ресурс такого стартера – как у нового. Гарантия на восстановленный стартер в нашем техцентре – 9 месяцев.
Стартер б/у.
У такого стартера есть определенный ряд минусов:
– По стоимости он немногим дешевле восстановленного стартера;
– Может быть уже сильно изношен.
Если стартеру 5 лет, можно ли определить в каком он состоянии и сколько еще послужит? Определить это очень трудно, так как мы не знаем, в каких условиях он эксплуатировался.
Признаки сильного износа стартера:
– Грязный корпус;
– На корпусе толстый слой масла;
– Следы коррозии.
На б/у стартеры дается гарантия до 1 месяца, либо вообще до двери.
Китайские производители стартеров.
Конкуренцию оригинальным стартерам они составляют и определенную долю рынка занимают. Но есть китайские стартеры, которые точно покупать не нужно – у них низкое качество электромотора и высокий процент брака.
Лучше брать стартеры надежной проверенной фирмы.
Ремонт стартера.
Что лучше? Ремонт стартера или покупка восстановленного. Стоимость ремонта стартера может быть разная. Зависит от износа и перечня запасных частей, которые подвергаются замене. Если отпаялся провод, то ремонт обойдется совсем дешево. Если износились щетки – стоимость ремонта будет около 1000 рублей. Если сломалось несколько деталей – то лучше установить восстановленный стартер.
Сроки ремонта стартера – 1 час.
Запасные части.
Мы используем запасные части Bosch, Valeo. Также есть бюджетные китайские запасные части проверенного нами производителя. В некоторых случаях неоригинальные запасные части устанавливать даже лучше, чем оригинальные! Такое бывает в том случае, когда в оригинальных запасных частях не все предусмотрено. И стоят такие запчасти дешевле оригинальных деталей.
Выводы.
Как поступить если есть подозрение на неисправность стартера?
Оптимальным вариантом будет выбрать проверенный профильный техцентр по ремонту стартеров и приехать туда на диагностику. Если стартер окажется неисправным, то вам предложат самый разумный вариант по бюджету и качеству, а также предоставят нормальную гарантию.